Комментари хушас

29 Утă, 2021

Тантӑш № 28 (4747) 29.07.2021

Таврара кашлаччăр юмансем

Даша Васильева Канаш районĕнчи М.В. Серов ячĕллĕ Чакаç вăтам шкулĕнче пĕлӳ пухать. 11-мĕш класа куçнă вĕренекен «Юмана килти условире вăрлăхран лартса ӳстересси» проект çырса хатĕрленĕ. Унăн ĕмĕт- тĕллевĕ çунатлă. Вăл пурăна киле шкул картишĕнче юмансенчен хитре раща ӳстерес шухăшлă.

Кашни йывăç-тĕме паллать

Даша пĕчĕкренех ӳсен-тăранпа, чĕр чунсемпе кăсăкланать. Çĕнĕ Мами выçăлккинче йĕри-тавра вăрман пулнипе те çыхăннă-ши? Чăваш Енре ӳсекен кашни йывăç-тĕме паллать. «Утă çулма, çырла пуçтарма е милĕк касма каятпăр-и, мĕн пур ӳсен-тăран пирки ыйтатчĕ. Ку мĕнле чечек? Ку тата мĕнле тĕм? Хуравласа ĕлкĕр кăна. Ача чухне пире шкулта гербарисем хатĕрлеттеретчĕç. Эпĕ вĕсене ку таранччен упраса хăварнă. Дашăн аллине пĕрремĕш хут лексен уншăн питĕ интереслĕ пулчĕ», — каласа кăтартать хĕрĕн амăшĕ, шкул директорĕн вĕрентӳ енĕпе ĕçлекен заместителĕ Елена Васильева.

«5» паллăпа çеç вĕренекен Даша районти предмет олимпиадисенче пĕрре мар призер пулнă. Кăçал биологипе республика шайĕнче çĕнтернĕ. Хастар та маттурскер тавра курăмне аталантарма никам хистемесĕрех тĕрлĕ çул-йĕр шырать. Акă виçĕ çул ĕнтĕ çуллахи каникул вăхăтĕнче И.Я. Яковлев ячĕллĕ ЧППУра биологипе хушма пĕлӳ илет. Даша ӳкерме те ăста. Уйрăмах ăна портретсем çывăх. Çавăн пекех çут çанталăк илемне пусмапа хут çине куçарма кăмăллать.

Карап тума ăсатнă

Даша каласа кăтартнă тăрăх, унăн мăн аслашшĕ Тихон Ефремов ял пуçлăхĕ пулнă. Вăл выçăлккăна темиçе çемьепе пĕрле Çĕнĕ Маминчен куçса ларнă. Йĕри-тавра юман кашланă. Вĕсене касса çак яла пуçарса янă. Пĕр йывăçа та сая яман, виçĕ урапа çине хурса, икĕ лаша кӳлсе 6 метр тăршшĕ пĕренесене Шупашкарти пристане леçнĕ. «Ахальтен касман пуль. Историрен çакă паллă: шăпах I Петĕр патша вăхăтĕнче карапсем ăсталамашкăн Чăваш Енрен юман илсе тухнă. <...>

Елена АТАМАНОВА.

♦   ♦   ♦


Юная мастерица

В Вурнарской школе №2 уже несколько лет работает фольклорный кружок, где под руководством учителя музыки Ольги Николаевой ученики не только изучают чувашские народные песни и танцы, но и учатся мастерить национальные головные уборы и украшения.

На оценку жюри – тухья и хушпу

Так, недавно десятиклассница Диана Матвеева отличилась своим мастерством на Всероссийском фестивале народной культуры "Наследники традиций", целью которого стало выявление, развитие и поддержка детей, проявляющих выдающиеся способности в области народной культуры и искусства, воспитание и развитие личной успешности детей, приобщение их к ценностям этнокультурного наследия регионов. В финале фестиваля приняли участие 240 ребят: дети из разных регионов России, а также из Республики Беларусь и Луганской народной республики. Конкурсная программа для школьников проходила по номинациям: «Декоративно-прикладное творчество», «Народный костюм», «Традиционное судостроение», «Топос: краткий метр», «Фольклор». Диана защитила свою работу в номинации «Декоративно-прикладное творчество» и по итогам фестиваля стала победителем в подноминации «Художественный текстиль». Она представила на оценку жюри женские головные уборы "тухья" и "хушпу".

Идея обучить учеников искусству создания женских головных уборов Ольге Николаевне пришла не сразу. В первый раз украшение в виде "тухья" учитель музыки приготовила своей 4-летней дочке, которой нужно было выйти на сцену с чувашской песней. И первый блин не оказался комом. С тех пор на счету Ольги Николаевой несколько головных уборов, нагрудных украшений.

– С учениками младших классов мы изучаем чувашские народные пляски, частушки, участвуем в разных конкурсах. С более взрослыми детьми мастерим такие национальные головные уборы, как тухья, хушпу, масмак и нагрудные украшения. На школьных мероприятиях учеников знакомим с национальной одеждой, украшениями, которые мы изготавливаем своими руками, и знаете, с каким восхищением и воодушевлением детишки разглядывают наши творения! – поведала Ольга Никола-евна.
Привлекает профессия инженера

Диана – одна из тех трудолюбивых учениц, кто уже смастерил несколько чувашских украшений. В ее арсенале – 2 "тухĕя", 1 "хушпу" и несколько нагрудных украшений. И костюм для танцев она сшила сама.

– Помню, в 6-ом классе мы решили выступить с чувашскими песнями и танцами на сцене, но у нас не было ни костюмов, ни головных уборов. Было принято решение сделать их своими руками. Взрослые нам помогли сшить юбки и рубашки, фартуки, а из бисера было решено смастерить "масмак". Только потом мы решились сделать головной убор "тухĕя". Основу решили плести из бисера, верхушку связать крючком, украсить монетами и бусами. Это оказалось не совсем просто. Помню, даже хотела бросить это занятие. А с утра настроение улучшилось, и я решила попробовать еще раз. И все пошло как по маслу, – подчеркнула Диана.

Женские головные уборы "тухья" и "хушпу" отличаются друг от друга тем, что первое носили незамужние девушки, а второе – женщины.

– На конкурсе я рассказала историю чувашских головных уборов, о том, что в старину "тухĕя" украшали серебряными монетами, что его могли обменять на две коровы и даже на лошадь. Ольга Николаевна хорошо подготовила меня к выступлению, поэтому я не чувствовала скованности, уверенно и четко рассказала о национальных украшениях, – поведала победительница международного конкурса. <...>

Вера ШУМИЛОВА.

♦   ♦   ♦


Инженерные каникулы

В технопарке «Кванториум» закончилась очередная увлекательная смена летнего обра-зовательного интенсива «КвантоPRO». Более 50 ребят на две недели погрузились в насыщенную программу мастер-классов по направлениям технопарка – it-квантум, робоквантум, энерджиквантум, биоквантум, наноквантум, хайтек, а также Школа цифровых технологий.

Каждый день участники интенсива открывали для себя удивительный мир: изучали программу для 3D-моделирования, с помощью графических планшетов создавали иллюстрации в Adobe Photoshop, разрабатывали игры, работали с механическим кистевым динамометром, занимались сборкой протеза руки, программировали контроллер Arduino, собирали электронные схемы, написали программу для управления потенциометром и сервоприводом, который будет управлять будущим протезом руки; создавали модели персонажей мультфильмов и компьютерных игр, с помощью пищевых красителей, ароматизаторов и загустителей получали йогурт, искуственную кровь и чернила, познакомились с жизнедеятельностью брюхоногих моллюсков, создали трех-мерные модели умных домов, районов и инновационного транспорта, сделали собственный мультфильм с использованием обучающего сервиса "Жэка-Мульт" и многое другое. <...>

Подготовила Вера ШУМИЛОВА.

♦   ♦   


Лагерьте сывлăха çирĕплетрĕç

Ачасене çуллахи каникула усăллă ирттерме пулăшас тĕллевпе çĕртме уйăхĕнче пирĕн шкулта кану лагерĕ ĕçлерĕ. Çак тапхăрта шăпăрлансен савăнăçлă сасси янăраса тăчĕ.
Кашни куна кăсăклă тума тăрăшрĕç воспитательсем. Сывлăха çирĕплетекен ăмăртусене, конкурссене, диспутсене, экскурсисене ачасем хапăлласа йышăнчĕç, шашкăлла, шахматла вылярĕç, асфальт çинче тĕрлĕ тĕслĕ пурăпа ӳкерчĕç.

Лагерьти кашни кун хăйне евĕрлĕхпе палăрчĕ. Вĕсене ăстаçăсене, археологсене, пултарулăха, экологие, юмаха халалларĕç. Воспитательсем лагере çӳрекенсене "Светофор тĕнчине" ертсе кайса çул-йĕр правилисене аса илтерчĕç, шыв хĕрринче асăрхануллă пулмалли пирки асăрхаттарчĕç. Пушар чаçĕнче вăй хуракансем ачасене вут-çулăм тухсан хăйсене мĕнле тытмаллине ăнлантарчĕç. <...>

Светлана КОНСТАНТИНОВА, вĕрентекен. Тăвай районĕ, Элпуç шкулĕ.

Материалсемпе паллашас тесен...

www.hypar.ru

Image CAPTCHA
Введите символы, которые показаны на картинке.