Юрий ТАТАРЕНКО: Если стихи не записывать, они могут обидеться

1 Раштав, 2023

В прошлом году посчастливилось участвовать на Форуме переводчиков в Переделкино (Москва). Среди участников был Юрий Татаренко. Мастер слова удивил тем, что в короткое время мог превратить обычный текст в замечательное стихотворение. «Вот бы и мне так научиться», - подумала я тогда. И совсем недавно поэт из Новосибирска Юрий Татаренко приехал в Чебоксары, так что удалось поближе познакомиться с его творчеством. Он – лауреат литературных премий имени Саши Чёрного, имени Рождественского, двукратный победитель турнира поэтов Волошинского фестиваля, лауреат международной премии «Золотой Витязь». В Национальной библиотеке ЧР состоялась презентация его 12-й книги – «Отремонтированный снег».

«…всего 10 стихотворений…»

- Юрий Анатольевич, вы приехали вчера и уже успели, наверное, ознакомиться с Чебоксарами?

- Начнем с того, что в Чебоксарах я не впервые. В первый раз тут был еще до начала пандемии коронавируса, пять лет назад. Мы тогда с сибирским поэтом Дмитрием Филиппенко участвовали на фестивале в Самаре. Затем приехали в Чебоксары. Удалось немного увидеть город. Мы гуляли по набережной Волги, читали стихи, провели встречу в Литературном музее. А на этот раз Светлана Гордеева пригласила на творческую встречу. Есть и приятный повод – к моему 50-летнему юбилею в разных городах (в Москве, Уфе и родном Новосибирске) вышли сразу три книги. Вчера мы были в Заволжье, посмотрели на Чебоксары с другого берега Волги, перед деревянными скульптурами читали стихи поэта Геннадия Айги и свои. Мне очень интересно познакомиться с чувашскими писателями, молодыми авторами. Каждая встреча проходит по своему сценарию. Я развиваю себя сразу по нескольким направлениям, их уже более десятка: поэзия, проза, драматургия, публицистика, критика, переводы, авторская песня, юмор и др. Только позавчера в Нижнем Новгороде завершился Всероссийский фестиваль иронической поэзии «Русский смех», где я также участвовал. Надо сказать, это моя работа, так как я еще собственный корреспондент «Литературной газеты». Поэтому если где-то проходят культурные мероприятия, я освещаю их. Провожу в разных городах (Липецк, Новосибирск, Уфа и др.) литературные семинары и мастер-классы. Я начал литературную деятельность 20 лет назад, теперь нужно отдавать долги – помогать молодым в этом деле.

- Откуда все же появился интерес к литературе. Вы же еще и актер?

- Да, я служил в Новосибирском и Томском театрах. Сам не заметил, как затянуло в журналистику: писал репортажи, брал интервью у известных личностей (Сергей Юрский, Лев Дуров и другие). Однажды в Томской газете прочитал объявление о поэтическом конкурсе. Я, который каждый вечер выходил на сцену, вдруг постеснялся что ли. Было у меня десять стихотворений… Три года видел это объявление, следил за итогами. Три года боялся, что-то меня останавливало. Через три года наконец-то решил принять участие. И неожиданно мне вручили Гран-при. После этого начали отправлять на литературные семинары сначала в Томск, потом в Москву. Как победителю конкурса Союз писателей решил издать мне книгу. Я растерялся и сказал: «У меня же всего 10 стихотворений». На что мне ответили: «Книга выйдет в сентябре. У тебя все лето впереди. Работай».

- И правда, что всего десять стихов?

- Ну, были и ранние, как проба пера. В первом классе написал бабушке письмо в стихотворной форме. Потом в 1985 году ездил в Волгоград. Побывав на Мамаевом кургане, написал стихотворение о Великой Отечественной войне и отправил в газету «Пионерская правда». Не напечатали, но прислали ответ с вдохновляющим текстом. Стихи писал и в 9 классе. В 1993 году участвовал в капустниках. А первая книжка вышла в 2003 году. Через три года после этого вступил в Союз писателей.

- Почему решили пойти на журналиста?

- Это, в первую очередь, связано с любовью к слову. Когда учился в Институте иностранных языков Иркутска моим любимым предметом был анализ текста. Мы изучали значимость эпитетов, порядка слов. Я с детства много читаю. Дома было много книг, да и бабушка читала часто, она заставляла меня учить стихи. Ни папа, ни мама стихов не писали. Младший брат, который учился со мной в одном классе, однажды попробовал написать сочинение в стихах «Бурлаки на Волге». Но учитель не похвалил и желание продолжать у него пропало. Я стихотворные сочинения не писал, но за обычные всегда получал две «пятерки». Литературу я, в первую очередь, полюбил как читатель. Ближе к 30 годам подружился с лирикой. Если в тебе поселилась поэтическая «бацилла», то это навсегда. Не бойся, если в поэтической деятельности ты сделал большой перерыв – дар никуда не уйдет, будет только расти. Мой перерыв длился семь лет. До этого в Томске три года подряд выходили книги. Перейдя на журналистику, думал, что дверь в поэзию закрылась. Но через семь лет она снова открылась: начали приходить стихи. Смотрю – уже и для книги набралось. Так за 20 лет у меня вышло 12 книг. Кто-то скажет, что это много. Но я не виноват. Я считаю, если стихи не писать, не печатать, они могут обидеться.

Поезда без журналистики

- Вы как-то ощущаете влияние журналистики на поэзию?

- Конечно, могу подтвердить на своем примере. В обоих случаях нужно работать словом. Но в одном – больше образности, в другом – больше фактов. С каждым работает отдельная часть мозга. Если журналистика, публицистика начнут проникать в лирические стихотворения, тогда стихи приобретут форму частушек, тексты потеряют качество. Если автор сам чувствует это, значит, пора что-то делать. Но, с другой стороны, если тебе дано разностороннее развитие, то этим нужно пользоваться. Если я почувствую, что это не мое, то остановлюсь. А если людям нравится, то зачем бросать? Стараюсь лишь правильно распределять время. Журналистика – это работа, она меня кормит. Это профессия, которая занимает весь день. К примеру, пойдешь вечером на спектакль, а к утру ты должен написать рецензию для сайта или сдать материал в номер. Нужно забыть о сне, потому что завтра , возможно, снова предстоит идти на какое-нибудь мероприятие. В шутку я называю это «конвейером эксклюзивов». В последние пять лет стихи пишу в поездах. Допустим, из Новосибирска в Москву нужно ехать двое суток, до Уфы – сутки. Стихи они как будто специально чего-то ждут, затем сами приходят поочередно, один за другим – и так можно написать сразу восемь стихотворений. Ну, конечно же, если вместе с тобой не едут вахтовики или дембеля. Возможно, на творческий процесс влияет и шум поезда, своеобразная атмосфера. Потому что там я отдыхаю от журналистики. Специально наблюдал, в какой сфере работают поэты. Когда брал интервью у Санджара Янышева, я спросил у него: «Какая профессия, по-вашему, больше подходит поэту?» Он ответил, не раздумывая: «Смотритель маяка». Да, когда любуешься на природу, стихи лучше пишутся. Но журналистику я все равно не брошу. Потому что это знакомство с разными людьми, с их мнениями, новые материалы… Я написал уже более 500 интервью. Это люди искусства, спорта, бизнеса, политики. Много интервью, конечно же, с литераторами. С одними беседуем три дня, с другими – четыре часа. Для творческого человека такие встречи очень важны.

Критик должен понимать литературу

- Где вы находите своих читателей? На встречах или на просторах интернета?

- Если я каждый день буду что-то выкладывать в интернет, то людям надоест, поэтому стараюсь там меньше писать. В Новосибирске я часто выступаю с стихами. Раньше проводил поэтические турниры, презентации книг, поэтические вечера, участвовал на фестивалях Сибири. За десять лет у меня образовался свой круг читателей.

- Есть ли те, кто учится у вас поэтическому мастерству и желает идти по вашим стопам?

- Я руководил литературным молодежным объединением «ЛОМ(ТиК). Но сейчас мне все время приходится куда-то ездить, поэтому не могу уделять столько времени на занятия с молодыми авторами, как это бывало раньше. В свое время мы раз в неделю собирались в Томской литературной студии. Наш руководитель Александр Казанцев каждый раз ждал нас с новыми стихами. Думаю, мне тоже есть, кем гордиться: трое ребят, которые учились у меня, в этом году на Красной площади были награждены литературной премией «Лицей». Они отобраны из нескольких тысяч кандидатов. Для молодого автора это очень большая и уважаемая награда. Я желаю им и дальше работать, не теряя уровня. Ведь самое сложное – удержаться на том уровне, который достиг.

- Боится ли поэт критики?

- Знаете, критика не так важна для поэта, который образует свой поэтический мир. Когда говорят: «Фу! Что это? Какое невежество! Уйди из искусства», - это не критика. Критик анализирует, избегает резких высказываний. Некоторые мои коллеги отмечают, что сейчас очень мало критиков. Но я с ними не соглашусь, потому что в каждом журнале, будь то «Знамя», «Дружба народов», «Новый мир», есть страницы для критики. Конечно же, их меньше, чем поэтов. К примеру, если на портале Стихи.ру один миллион поэтов, то критиков лишь сто. А на что нужны сто тысяч критиков? Критик должен понимать и любить литературу, а не только превозносить или опускать кого-то.

- Вы еще и переводчик. С каких языков вам довелось переводить?

- Я знаю французский. Переводил музыкальные номера для мюзикла «Нотр-Дам-де-Пари». Также подготовил переводы произведений татарских, башкирских, алтайских, хакасских и коми поэтов. В этом году перевел с испанского поэму «Осип Мандельштам» поэта из Коста-Рики.

- Как заинтересовать литературой подрастающее поколение?

- В разных городах я провожу встречи с детьми. Они отличаются друг от друга: одни неусидчивые, другие очень старательные, а кого-то вообще другое интересует. География и история им будто чужды. Я вот уже несколько лет участвую в Новосибирском просветительском проекте. К примеру, рассказываю, в честь кого названы улицы, что такое драматургия и т.д. То, что дети не доучили, пусть хотя бы от меня узнают. Сейчас для некоторых книга – это архаизм. Но мне кажется, что она надежнее. Вот если отключат электричество, мы не сможем выйти в интернет. А книгу можно читать и без электричества.

www.hypar.ru

 

Комментари хушас

Image CAPTCHA
Введите символы, которые показаны на картинке.